ОГЭ по литературе в 2024: изменения, подготовка, структура, дата
Песни сборник 2024 год
Расписание, критерии оценивания, типы заданий — все, что необходимо знать. Чем отличаются ЕГЭ и ОГЭ?
Приходите на наш курс по подготовке к ОГЭ, а информацию об экзамене читайте в статье ниже.
Как расшифровывается ОГЭ?
ОГЭ — это основной государственный экзамен, который проводится в конце 9 класса средней школы для проверки базовых знаний учащихся.
В чём разница между ОГЭ и ГИА? Ее нет: это одинаковые понятия разных времён.
До 2014 года контроль знаний девятиклассников в виде теста носил рекомендательный характер, основных предметов для сдачи предлагалось два: русский язык и математика.
Современные экзамены для девятиклассников предлагают обязательное тестирование по русскому и математике плюс два предмета по выбору.
- ГИА — общее название всех школьных выпускных экзаменов, ОГЭ — форма контроля знаний в 9 классе, ЕГЭ — в 11-м.
- ОГЭ проверяет знания с пятого по девятый класс, ЕГЭ — с 5-го по 11-й. Некоторые темы могут пересекаться в первой части теста, но у старшеклассников делается акцент на последние два года обучения.
- ОГЭ имеет более мягкую форму проведения по сравнению с ЕГЭ. Экзамены сдаются в школе под наблюдением специально созданной комиссии. Единый государственный экзамен курируется Рособрнадзором на заранее обустроенных площадках. Написание работ контролируется с помощью установленных видеокамер. Первая часть работ отправляется в единый центр проверки в Москве, вторая предварительно просматривается особой комиссией.
- Для сдачи ОГЭ допускаются все ученики, выполнившие программу. ЕГЭ предваряется дополнительными тестированиями (итоговое сочинение)
- Школьники 9-го класса вписывают свои данные в первую строку бланка. Выпускники 11-го года обучения заполняют специальную форму.
- Время, данное для написания ЕГЭ на один час меньше, чем на ОГЭ (но на математику отводится одинаковое количество часов).
- Результаты ОГЭ хранятся в школе и в городском или окружном отделе образования. Итоги ЕГЭ заносятся в единую электронную федеральную базу.
- Экзамены 9 класса позволяют учащимся поступать в колледжи, техникумы, ПТУ или продолжать образование в школе. Итоги выпускных работ одиннадцатиклассников дают возможность учиться в вузах
- запрещается сдавать экзамены по выбору тем, кто не поступает в ВУЗ.
Эксперименты по введению ГИА по русскому языку и математике проводились в различных регионах России с 2002 года.
Сколько лет действительно ОГЭ?Срок действия результата итогового сочинения в случае представления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета — четыре года.
Всего порядка 8 или чуть больше для каждого. Варианты формируются путем случайного выбора специальной компьютерной программой. Поэтому можно встретить повторяющиеся вопросы. Но одни и те же вопросы во всех вариантах могут идти под разными номерами, что усложняет разработку заранее готовых ответов.
Как сдать ОГЭ по литературе на 5?Даже если школьник знаком с программой за годы обучения и на уроках всегда получал «отлично», это еще не гарантирует ему такой же отметки на экзамене.
Чтобы хорошо сдать ОГЭ по литературе, надо готовиться в 9 классе. Начать надо со списка чтения: скачать кодификатор (список произведений мы приложили ниже), составить список с датами чтения (название текста — дата, к которой прочтешь текст).
Текстов там достаточно мало, крупных текста всего три!
Важным аспектом, чтобы сдать ОГЭ по литературе, является умение писать сочинения. Как минимум раз в месяц нужно тренироваться и писать сочинения по критериям. Если самостоятельная подготовка к ОГЭ по литературе идет сложно, можно записаться на курсы или хотя бы попросить помощи у учителя.
Но к этому предмету можно подготовиться и самостоятельно. Сдать ОГЭ по литературе на 5 сложно, но вполне возможно.
- анализировать стихотворные и прозаические произведения (целые и отрывки)
- сопоставлять произведения, находить сходства и различия
- понимать значение эпизода в масштабах всего произведения
- ориентироваться в текстах основных программных произведений
- аргументировано излагать свои мысли в форме сочинения.
Подготовиться к ОГЭ по литературе в 2023 году помогут демоверсия и кодификатор, опубликованные на сайте ФИПИ.
Найти темы сочинений и другие практические материалы для подготовки к ОГЭ по литературе можно в открытом банке заданий также на сайте ФИПИ.
- типовые экзаменационные варианты под редакцией А. В. Федорова
- типовые варианты от разработчиков (Л.В. Новикова)
- универсальный справочник О. И. Нестеровой.
Из русского фольклора
- Русские народные сказки (волшебная, бытовая, о животных — по одной сказке)
- Одна былина по выбору
- «Слово о полку Игореве»
- Три произведения разных жанров по выбору
- М.В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»
- Д.И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»
- Г. Р. Державин. Стихотворения: «Памятник», «Властителям и судиям»
- Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»
- И.А. Крылов. Басни: «Листы и Корни», «Волк на псарне», «Квартет», «Осёл и Соловей»
- В.А. Жуковский. Стихотворения: «Море», «Невыразимое»
- В.А. Жуковский. Баллады: «Светлана», «Лесной царь»
- А.С. Грибоедов. Комедия «Горе от ума»
- А.С. Пушкин. Стихотворения: «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «И.И. Пущину», «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Не пой, красавица, при мне…», «Вакхическая песня»
- А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы»
- А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
- А.С. Пушкин. «Повести Белкина»
- А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
- М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк», «Тучи», «Листок», «Ангел»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
- М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
- М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
- Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»
- Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
- Н.В. Гоголь. Поэма «Мёртвые души»
- А. Н. Островский. Одна пьеса по выбору
- И.С. Тургенев. Одна повесть по выбору
- Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Весенняя гроза», «Ещё шумел весёлый день…*, «Чародейкою-зимою…»
- А.А. Фет. Стихотворения: «Вечер», «Учись у них — у дуба, у берёзы…», «Ласточки пропали…», «Ещё весны душистой нега…», «На заре ты её не буди…»
- Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Железная дорога», «Тройка», «Душно! Без счастья и воли…»
- М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
- Ф.М. Достоевский. Одна повесть по выбору
- Л.Н. Толстой. Одна повесть по выбору
- Л.Н. Толстой. Рассказ «После бала»
- А.П. Чехов. Рассказы: «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Тоска», «Толстый и тонкий»
- И. А. Бунин. Рассказы: «Косцы», «Танька»
- А.А. Блок. Стихотворения: «О, весна без конца и без краю…», «О, я хочу безумно жить…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»
- В.В. Маяковский. Стихотворения: «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»
- С.А. Есенин. Стихотворения: «Берёза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся…»
- М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
- А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Тёркин» (главы: «Переправа», «Два солдата», «Поединок»)
- В.М. Шукшин. Рассказы: «Срезал», «Чудик»
- А.И. Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»
- Проза второй половины XX в. — Ф. А. Абрамов, Ч. Т. Айтматов, В. П. Астафьев, В. И. Белов, В. В. Быков, Ф. А. Искандер, Ю. П. Казаков, В. Л. Кондратьев, Е. И. Носов, В. Г. Распутин, А.Н. и Б. Н. Стругацкие, В. Ф. Тендряков, В. Т. Шаламов. (Произведения не менее чем трёх авторов, по выбору)
- Поэзия второй половины XX в. — И. А. Бродский, А. А. Вознесенский, В. С. Высоцкий, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава, Н. М. Рубцов. (Стихотворения не менее чем трёх авторов по выбору)
- Гомер. Поэмы «Илиада», «Одиссея» (фрагменты)
- У. Шекспир. Трагедии: «Ромео и Джульетта», «Гамлет»
- Ж.-Б. Мольер. Одна комедия по выбору
- И.В. Гёте. Трагедия «Фауст» (фрагменты)
Примечание:
Если формулировка заданий 2.1–2.4 позволяет, то экзаменуемый может опираться на произведения новейшей отечественной литературы 1990–2000-х гг., не обозначенные в кодификаторе.
- Автор, повествователь, рассказчик. Авторское отступление, лирическое отступление. Ремарка.
- Автор и читатель. Литературная критика.
- Авторская позиция. Тема, тематика, мотив, вечные темы в литературе.
- Проблема, проблематика. Идея, интерпретация, подтекст.
- Виды комического: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск. Эзопов язык.
- Жанры литературы:
- Историко-литературный процесс. Литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
- Литературные роды (драма, лирика, лироэпос, эпос).
- Литературный герой, тип литературного героя («лишний человек», «маленький человек», резонер). Главный герой, второстепенный, эпизодический, внесценический персонаж. Лирический герой.
- Пафос (героический, трагический, комический). Трагическое и комическое.
- Стих и проза. Поэзия: ритм, рифма, системы стихосложения (тоническая, силлабическая, силлаботоническая), стихотворная строка, стихотворный метр (хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест), стихотворный размер, акцентный стих, белый стих, верлибр, дольник, строфа (в том числе онегинская строфа).
- Содержание и форма. Стиль.
- Сюжет и фабула. Конфликт. Композиция (в том числе кольцевая, рамочная).
- Контраст. Сцена, эпизод. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог.
- Функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение).
- Художественная литература и устное народное творчество, жанры фольклора.
- Художественный вымысел. Фантастика.
- Художественный образ. Вечные образы в литературе. Система образов, образ автора. Говорящая фамилия. Пейзаж, портрет, интерьер. Деталь. Символ. Речевая характеристика героя, диалог, монолог, реплика, внутренняя речь.
- Психологизм.
- Художественное время и художественное пространство.
- Цитирование. Эпиграф.
- Язык художественного произведения (тропы, фигуры речи и др.)
- Афоризмы.
- Антонимы, архаизмы, диалектизмы, жаргонизмы, заимствованные слова, индивидуально-авторские слова, историзмы, книжная, разговорная, просторечная, эмоционально-оценочная лексика, неологизмы, профессионализмы, паронимы, синонимы, фразеологизмы.
- Аллегория, гипербола и литота, метафора, метонимия, олицетворение, сравнение, эпитет.
- Антитеза, градация, инверсия, оксюморон, парцелляция, риторические фигуры: вопрос, восклицание, обращение, умолчание.
- Анафора и эпифора, звукопись (аллитерация, ассонанс), лексический повтор, рефрен синтаксический параллелизм.
На что нужно обратить внимание при подготовке к заданиям ОГЭ по литературе? Какие есть подводные камни у разного типа заданий?
Структура экзамена
В этих заданиях надо дать прямой ответ на заданный вопрос с опорой на текст приведенного фрагмента (примерно 3−5 предложений). В ответе нужно использовать цитаты из приведенного фрагмента! Задание оценивается в шесть баллов.
Задание № 3Анализ стихотворения: нужно ответить на заданный вопрос, определить роль тех или иных художественных средств в тексте. Задание оценивается в 6 баллов.
Задание № 4Здесь необходимо сопоставить два стихотворения и выявить, что общего между этими текстами. Очень люблю это задание! Оно сложное и интересное. Максимум 8 баллов.
Необходимо написать большое полноценное сочинение на одну из пяти предложенных тем. В сочинении нужно аргументировать свою позицию с помощью цитат и использовать термины. Максимальный балл — 13.
В итоговой работе три уровня сложности:
- Базовый уровень. 3 задания, доступный максимум за каждое — 6 баллов, отводится 20 минут.
- Повышенный уровень. 1 задача, высшая оценка — 8, на выполнение 60 минут.
- Высокий уровень. 1 задача, максимальная оценка — 13, на написание 115 минут.
База. Написать 3-5 предложений связного текста, важно показать знание и понимание приведенного фрагмента. Связное рассуждение о проблематике, герое, образах лирики.
Повышенный. Написать 5-8 связных предложений, в которых убедительно сопоставляются два произведения, объединенных одной темой или мотивом. Убедительно сделать анализ в требуемом направлении, дать сравнительную характеристику.
Высокий. Сочинение объемом от 200 слов. Дать точный и глубокий ответ на заданный вопрос, доказать свои суждения текстом произведения, включить термины для анализа, выстроить логично свою работу и избегать речевых ошибок.
Если экзаменатор при оценивании отмечает, что ответ не соответствует теме на любом уровне сложности, то он выставляет 0 баллов, дальнейшая проверка этой части не ведется. Отсутствие грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок дает дополнительные 6 баллов к общему числу. В отличие от ЕГЭ, в 9 классе разрешено пользоваться орфографическими словарями, текстами произведений, сборниками лирики. Список допустимых справочников рекомендуем уточнять в год тестирования.
"