Шли полки башкир в атаку»: пять башкирских песен о военных походах и героях
«Шли полки башкир в атаку»: пять башкирских песен о военных походах и героях
Завтра вся страна отметит День Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Башкирский народ с давних времен славился своим участием в военных походах, героическим прошлым. В сокровищнице народного творчества много песен о героях, ставших невероятно популярными. А в ХХ веке и песни известных авторов стали поистине народными, отозвались в сердцах миллионов людей. Обозреватель «Башинформа» Лейла Аралбаева обратилась к историям некоторых из песен.
«Шаймуратов генерал»
Песня посвящена легендарному командиру дивизии, ныне Герою России, генералу Минигали Шаймуратову. В 1942 году ее написал выдающийся башкирский композитор Загир Исмагилов на стихи известного поэта Кадыра Даяна. В прошлом году песня отметила свое 80-летие: впервые песню исполнил солист Башкирского театра оперы и балета Габдрахман Хабибуллин. Это было в марте 1942 года на торжествах, приуроченных к отправке дивизии на фронт. С тех пор песня стала популярной, почти народной. Написанная по типу «Священной войны» Александрова, она стала символом героических башкирских воинов.
В поэтическом сборнике Кадыра Даяна под стихами песни, состоящими из трех куплетов, обозначена дата — 1945 год. Однако, как отмечается в книге «Башкирская дивизия», работа над текстом велась автором и позже. После критики поэт вносит изменения в строфы песни, а также добавляет еще две строфы, прославляющие Советскую страну.
«Огромные перемены в жизни народа, вызванные войной, потребовали новых песен, существенного обновления всего арсенала музыкально-выразительных средств. Среди молодых башкирских композиторов, заявивших о себе в полный голос песнями патриотического содержания, Исмагилов вскоре становится ведущим автором — создателем башкирской массовой песни нового типа. Он сумел чутко уловить умонастроения воинов, патриотический посыл народа, ведущего беспощадную войну с фашизмом, и пришел к созданию песен, в которых привычное, родное органически сочеталось с достижениями советской песенной культуры. Первой такой песней стала походно-строевая песня "Шаймуратов генерал"», — отмечает музыковед Гульназ Галина.
Интересный факт: с 11 октября 2022 года в полдень в курантах на Советской площади звучит мелодия первого куплета песни «Шаймуратов генерал». Исполняется песня в колокольном звучании и длится более 40 секунд. Ее эпическое звучание в медленном темпе словно плывет над новым пространством площади, где был открыт памятник легендарному комдиву, Герою России Минигали Шаймуратову. Над необычным заказом работал заведующий музыкальной частью Башгосфилармонии Олег Жданов.
— Работа велась около двух недель. Для курантов нужно было сделать небольшой отрывок. Колокола подбирались тщательно — где-то я подкладывал живые тембра псковских колоколов, где-то брал инструменты с колоколами в составе. Было непросто отредактировать и переложить колокольные тембры, их гармоническую составляющую под башкирскую мелодику. Еще одна сложность заключалась в медленном темпе, который был задан, — рассказал «Башинформу» Олег Жданов.
Песню «Шаймуратов генерал» на гала-концерте республиканского открытого конкурса мужских вокальных коллективов исполнял сводный хор из почти 300 артистов. В общем большом хоре пели участники конкурса в возрасте от 6 до 77 лет.
Фото: Валерий Шахов«Салават»
Образ национального героя башкир Салавата Юлаева вдохновляет многие поколения его потомков. Салават Юлаев — одна из крупных исторических фигур Крестьянской войны 1773−1775 годов, видный военачальник и сподвижник Емельяна Пугачева, поэт и сэсэн. Песни о нем составляют особую главу народного творчества.
Популярная народная песня «Салават» в современности обрела новую жизнь и поднялась до одного из брендов башкирской культуры. Изначально лирическая, песня трансформировалась в новом качестве, превратившись в героическую. Дошедшая до наших дней, она не только полюбилась современным исполнителям и слушателям, но и не раз использовалась в разных жанрах и формах. Если в визуальном, изобразительном плане олицетворением образа героя и символом республики стал знаменитый памятник Сосланбека Тавасиева, то музыкальным кодом башкирского народа можно назвать песню «Салават». Простая, яркая, ритмически четкая песня «Салават» сразу ложится на слух и легко запоминается.
К образу национального героя Салавата Юлаева обращались почти все ведущие профессиональные композиторы Башкирии. Первые обработки народной песни «Салават» сделали Камиль Рахимов, Виктор Белый, Александр Ключарев, Рауф Муртазин, Рафик Сальманов. Большинство авторов использовали яркий мелодический материал песни «Салават» в своих произведениях в качестве цитаты. Это симфоническая поэма «Салават» Александра Ключарева, Башкирская сюита Зиновия Компанейца, Симфоническая поэма Наримана Сабитова, музыка Арама Хачатуряна к художественному фильму «Салават Юлаев» и Хусаина Ахметова к спектаклю «Салават» по пьесе Баязита Бикбая, опера «Карлугас» Николая Чемберджи, «Емельян Пугачев» Мариана Коваля, балет «Горный орел» Хусаина Ахметова и Наримана Сабитова, симфония «Разговор с Салаватом» Салавата Низаметдинова, Симфония для оркестра башкирских народных инструментов Данила Хасаншина и многие другие.
Большая заслуга в популяризации народной песни «Салават» принадлежит композитору Загиру Исмагилову. Через его творчество эта песня получила новое дыхание, приобрела героическое звучание, ставшее классическим. Во многом благодаря творчеству Исмагилова песня «Салават» стала своеобразным символом башкирского профессионального искусства в целом. Образ Салавата Юлаева красной нитью проходит через все творчество композитора. Сначала в 1950 году он пишет симфоническую увертюру на две башкирские народные песни «Урал» и «Салават». Логическим продолжением салаватианы стала опера. Премьера исторической оперы вошла в историю башкирской музыкальной культуры как большое событие. Опера демонстрировалась и на Декаде башкирской литературы и искусства в Москве в 1955 году. В этой опере мелодия песни «Салават» становится одной из ведущих тем.
Государственный академический ансамбль народного танца им. Файзи Гаскарова в 1980 году создал Хореографическую поэму, посвященную Салавату Юлаеву. В 2019 году к 100-летию Республики Башкортостан в Ансамбле им. Гаскарова вновь появился танец, посвященный национальному герою. В танце «Салават», поставленном Маратом Каримовым, за музыкальную основу вновь полностью взята знаменитая увертюра к опере Исмагилова. Вокально-хореографическая композиция «Салауат мираҫы», также созданная на основе этой увертюры, стала одной из популярных в репертуаре ансамбля песни и танца «Мирас» Уфы.
Фото: Валерий ШаховИнтересный факт: в настоящее время в Башкирском театре оперы и балета мелодия песни «Салават» используется в качестве театрального звонка, возвещающего о начале спектакля. Такой звонок появился в 2014 году с открытием театра после реконструкции перед проведением в Уфе саммитов стран ШОС и БРИКС.
Песня «Салават» постоянно звучала в эфире башкирского радио, проводилась также радиотрансляция оперы «Салават Юлаев». Неудивительно, что первая строчка мелодии песни «Салават» в 1962 году стала позывными башкирского радио. Благодаря тембру вибрафона звук словно плывёт, отзывается загадочным эхом славных, давно минувших дней башкирского народа. Знаменитое «Өфө һөйләй» («Говорит Уфа»), звучавшее каждый раз следом за позывными, помнят миллионы слушателей.
«Салават» и сегодня звучит на башкирской эстраде, песню можно послушать в исполнении многих профессиональных и самодеятельных артистов, ансамблей, часто ее поют дети. Так песня, посвященная национальному герою башкир, не только сохранилась в сердцах людей, передаваясь из поколения в поколение, но и сегодня продолжает вдохновлять композиторов, исполнителей и слушателей.
«Порт-Артур»
Башкирских песен, посвященных русско-японской войне 1905 года, не так много. Среди них особо выделяется песня «Порт-Артур». По легенде, песня сложена башкирами, участвовавшими в защите крепости Порт-Артур во время русско-японской войны 1904-05 годов. В песне повествуется о трагических событиях войны и предательстве главнокомандующего русской армией на Дальнем Востоке генерала Куропаткина, о разрушении прежде красивого города.
По своему стилю песня сродни баиту. Несмотря на драматическое описание событий, в песне заложен оптимистичный вывод: «Ирҙәр үлә, башын һала, бөтмәҫ дандары ҡала» («Мужчины погибают, остается бесконечная слава»).
Отметим, что 23 августа 1945 года Порт-Артур был освобожден советскими войсками, а через 10 лет, в 1955 году, эта военно-морская база была отдана Китаю и называется сейчас Люйшунькоу.
"