Современная британская музыка играет с прошлым — Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Современная британская музыка играет с прошлым
С 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра, музыка полностью замкнулась на себе, утверждает музыкальный критик Саймон Рейнольдс. О музыкальной «ретромании» в рамках проекта «Университет, открытый городу: Лекции молодых ученых Вышки в Культурном центре ЗИЛ» рассказала преподаватель гуманитарного факультатива ИГИТИ НИУ ВШЭ «Let’s Rock: проблемы исследования британской популярной музыки» Александра Колесник.
Кто изучает популярную музыку?
В настоящее время можно выделить три основных направления в изучении популярной музыки. Первое — социология музыки. Это направление берет свое начало в 40 – 50-х годах XX века и базируется, главным образом, на работах немецкого философа, социолога, композитора и теоретика музыки Теодора Адорно. Социологи изучают коммуникативную, социальную природу музыки, иными словами, то, каким образом популярная музыка воспринимается различными социальными группами и как она «встроена» в разные социальные процессы (идентификации, различения, т.д.).
Второе направление — новое музыковедение, оно сложилось к концу 80-х – началу 90-х годов XX века после продолжительных дискуссий о том, можно ли вообще изучать популярную музыку и насколько это академично. Долгое время среди социологов, историков и музыковедов бытовало мнение, что популярная музыка — часть «низкой» культуры, которая не достойна внимания исследователей. Новые музыковеды выступили с призывом обратиться к изучению популярной музыки и постарались адаптировать критический язык академического музыковедения к анализу популярной музыки. Они сосредоточили свое внимание на изучении непосредственно музыкальной формы популярной музыки: — ритма, полифонии, аранжировок, тембра голоса вокалистов, звучания музыкальных инструментов и так далее, то есть того, как музыка непосредственно воспроизводится. Однако сам музыкальный материал рассматривается исследователями в тех культурных, социальных и политических контекстах, в которых он появился. Новые музыковеды начали организовывать конференции, на которых часами могли обсуждать, как, например, в разные годы менялись техники звукоизвлечения гитариста «The Beatles» Джорджа Харрисона, какие гитары он использовал, какие струны и так далее. Новые музыковеды транскрибируют популярные песни, что очень важно, так как сами музыканты зачастую не работают с партитурой и транскрипциями.
Ливерпульский университет мог открыть только один новый институт, и шли дискуссии о том, каким он должен быть: об исследовании футбола или популярной музыки
И, наконец, третье направление — изучение популярной музыки в рамках культурных исследований (popular music studies). Это направление сложилось к началу 90-х годов. Приверженцы этого направления рассматривают популярную музыку как некое сложно устроенное культурное явление, понять которое можно, изучив не только непосредственно воспроизводство (форму) популярной музыки, но и способы потребления ее обществом. Исследователи изучают и техники звукозаписи, и каналы дистрибуции, и непосредственно аудиторию той или иной группы. Формирование этого направления тесно связано с институциализацией популярной музыки. Первая Международная Ассоциация по изучению популярной музыки появилась в Великобритании в 1981 году. В том же году Ассоциацией был издан журнал «POPULAR MUSIC», который в настоящее время является одним из основных источников информации для всех, кто интересуется вопросами исследования популярной музыки. Следующий шаг — открытие в 1988 году на базе Ливерпульского университета Института популярной музыки. Само открытие института стало счастливой случайностью. На тот момент Ливерпульский университет мог открыть только один новый институт, и шли дискуссии о том, каким он должен быть: об исследовании футбола или популярной музыки. Однако ректор Ливерпульского университета был страстным поклонником группы «The Beatles», в результате выбор был сделан в пользу популярной музыки. Сегодня Институт является основным центром изучения популярной музыки в мире. Позднее подобные Институты были открыты в США, а недавно также в Австралии.
«Ретромания» в британской популярной музыке
В 2011 году в свет вышла книга британского музыкального критика Саймона Рейнольдса «Ретромания», в которой автор рассмотрел отношение музыкальной культуры к собственному прошлому. По мнению Рейнольдса, в период с 2000 по 2009 год в британской популярной музыкальной культуре не возникло ни одного нового жанра. Музыка 2000-х стала полностью ретроспективной и замкнулась сама на себе. Она не создает, а лишь воспроизводит различные музыкальные образцы прошлых лет: блюз 50-х, рок 60-х («британское вторжение), панк 70-х, new wave или heavy metal 80-х, брит-поп (британская популярная музыка) 90-х годов. В рамках такого явления, как ретромания музыкальные декады прошлого, пишет Рейнольдс, часто воспроизводятся хаотично. Причину этого явления Саймон Рейнольдс видит, главным образом, в появлении новых медиа и цифровых технологий, которые существенно трансформировали человеческое восприятие культурного материала в целом и популярной музыки в частности. Как считает Рейнольдс, такой популярный ресурс, как УouTube сегодня выступает неким архивом музыкальных артефактов прошлого, доступ к которым может получить любой желающий. И если раньше музыканты, практикуясь, записывали кавер-версии, самостоятельно пытаясь воспроизвести и развить музыкальную идею материала, то сейчас эта практика полностью девальвируется, потому что музыкантам достаточно открыть УouTube, посмотреть как их любимые группы играли, к примеру, в 70-е, и скопировать. В этом отношении YouTube не оставляет места для творчества.
Для ретромании характерна игра с прошлым, когда это прошлое не идеализируется, а с юмором обыгрывается в настоящем
По словам Александры Колесник, ретромания — удачный термин, характеризующий современное состояние британской популярной музыки. Ну а для того, чтобы рассмотреть это явление более детально, лектор предложила слушателям разобрать несколько кейсов.
1 кейс. Группа «The Libertines»
Эта группа была сформирована в Лондоне в конце 90-х годов двумя друзьями Карлом Баратом и Питером Доэрти. Играть ребята начинали как любители, но очень быстро набрали популярность. Примечательно, что их продюсером стал гитарист популярной в 70-е годы панк-рок группы «The Clash» Мик Джонс. Группа выпустила два альбома — «Up the Bracket» (2002) и «The Libertines» (2004).
Изначально образ и имидж группы продумывался в русле retro rock revival movement. Запись альбомов проходила на RAK Studios, на которой в свое время писался Пол Маккартни и другие именитые музыканты прошлого. На своем первом альбоме музыканты полностью использовали аналоговую запись, отказавшись от цифровой обработки своих произведений. Таким образом, они добились камерного звучания, максимально приблизившись к звучанию британских рок-групп 60-х годов. Для полного сходства звучания Пит Доэрти играл (и продолжает играть) на гитарах, которые были изготовлены в 60-е годы. В своей музыке ребята стараются сделать как можно больше отсылок к прошлому, играя с разными музыкальными жанрами. В одном альбоме можно услышать и обращение к року 60-х, и к панк-року 70-х годов, и new wave 80-х. Тексты их песен также изобилуют отсылками к различным историческим сюжетам, литературным персонажам и традициям прошлого. Характерным для их творчества является и обращение к британской литературной традиции и поэтическим образам, например, «Аркадия» и «Альбион». Со своим внешним видом музыканта так же любили экспериментировать, наряжаясь то в костюмы викторианской Англии, то в стиле группы «The Beatles». Очень часто творчество группы сравнивают с ранними работами «The Beatles» и «The Clash», но в таком очень поэтичном, литературном образе. Фанатам группы нравится, что она звучит очень камерно и «сыро», что для 2000-х годов совсем не привычно.
Кейс 2. Группа «The Strypes»
Эта молодая ирландская группа (возраст участников от 17 до 20 лет) сегодня одна из самых популярных в Великобритании. Перед тем, как создать свою группу, ребята не вылезали из YouTube, изучив все лучшие музыкальные образцы прошлого. Свой первый сингл, состоявших из четырех кавер-версий классических блюзовых хитов (включая кавер на знаменитую песню Bo Diddley «You Can’t Judge a Book by the Cover»), музыканты залили на ITunes. Через четыре дня сингл занял первую строчку в Itunes Singles. Позже кавер-версия на песню Бо Диддли заняла первое место на ирландском радио, после чего ребят заметили, а их музыкальным продюсером стал сам Элтон Джон. В 2013 году ребята выпустили первый альбом «Snapshot», занявший пятую строчку в британском музыкальном чарте. Сами музыканты объясняют причину своего обращения к ретро тем, что для них музыка прошлого — новая музыка, прошлое выглядит лучше, чем то настоящее, в котором они живут сейчас. Суть их первого альбома, как и второго — детальная стилизация, копирование блюза, рока 60-х годов, музыки, которая была популярна в прошлом, но в современном исполнении она получает свежее звучание.
По словам Александры Колесник, ориентация на музыкальное прошлое, безусловно, являлась и является основой формирования любой популярной группы, однако только с 2000-х годов стилистическая эклектика и заимствования становятся ядром формирования музыкального контента современных групп. В случае с «The Libertines»можно говорить о ретро как модели обращения с музыкальным прошлым, что явственно прослеживается в музыкальной составляющей группы: музыкальная основа полностью построена на стилистической эклектике и жанровой комбинации разных периодов истории популярной музыки. В этом отношении «The Libertines»оказались одними из флагманов явления ретромании. Это также стало, с одной стороны, способом реактуализации истории и прошлого и, безусловно, оказалось коммерчески очень успешным. С другой стороны, обращение с культурной традицией не носит характер стилизации и подражания и в определенной степени является скорее поиском альтернативных решений, что не позволяет говорить о «The Libertines» однозначно. В случае группы «The Strypes» мы видим уже тотальную ориентацию на музыку прошлого, когда в рамках одной песни или альбома происходит доскональное копирование и подражание предыдущим музыкальными эпохам. В целом же прошлое используется как архив материалов, которые затем подвергаются переработке и рекомбинации.
«Для ретромании, — отмечает Александра Колесник, — характерна игра с прошлым, когда это прошлое не идеализируется, а с юмором обыгрывается в настоящем. И групп, которые в своем творчестве обращаются к различным стилям и образам прошлого, сегодня масса в популярной британской музыке. Это тренд».