Комитас |
Армянские песни 2024
Комитас [Согомон Геворгович Согомонян) родился 26 сентября 1869 годав городе Кутахья, Турция. Kомпозитор, музыкант, певец, дирижер, педагог, основатель армянской национальной композиторской школы. Во время его обучения отдельное внимание уделялось музыкальному воспитанию Комитаса. В юном возрасте в совершенстве овладел армянским нотированием и духовной музыкой, собирал народные песни, делал творческие эксперименты. Завершив обучение в 1893 году был назначен учителем музыки и дирижером Первопрестольного Св.Эчмиадзина, в 1894 году был посвящен в сан монаха (получил имя Комитас) , а в 1895 году - в сан священника (Вардапет Комитас).
В 1896-99 гг. в Берлине, в частной консерватории Р.Шмидта, а также в университете изучал теорию композиции, историю музыки и эстетику, ставил голос, учился игре на фортепьяно и органе. Комитас являлся основателем и членом международной музыкальной организации, на которой выступал с докладами об армянской музыке.
С 1899 года продолжил научную, творческую и педагогическую деятельность, собрание народных песен в Эчмиадзине, с семинарской группой давал концерты в Эчмиадзине, Ереване, Тифлисе, Баку, в городах Швейцарии, а также в «Мхитарян Миабанутюн» в Венеции. В 1906 году совместно с французским оркестром «Ламуре» с успехом представил в Париже свои разработки армянских духовных и народных песен. В 1910 году он переехал в Константинополь, организовал оркестр, выступал с концертами в Константинополе, Адабазаре, Партизаке, Александрии, Каире и др.. 2-3 апреля 1915 года по приглашению культурного центра «Турецкий очаг» района Баязет в Стамбуле выступал с докладами и концертом. 24 апреля 1915 года Геноцид армян, организованный турецкими властями, прервал плодовитую деятельность Комитаса. Под влиянием ужасов резни и депортации он потерял душевное равновесие и до конца жизни ( В психиатрических больницах Парижа) не оправился.
Во многосторонней деятельности Комитаса наболее знаменательными являются творческие, собирательные и научные труды. Народные песни он записывал с глубоким познанием истории и психологии народа, а также с научным аналитическим подходом. Они отражают армянский национальный стиль и язык, многообразие и уникальность выразительных средств. Языческие «хоровелы» (традиционные песни армянских крестьян) Комитаса, эпические речитативы «Сасунци Давид» и «Мокац Мирза», средневековые «антуни» и духовные песни (тахер) являются действительно знаменательными историко-культурными открытиями. Крестьянские армянские песни Комитаса представляют собой своеобразную историографию армянского певческого искусства. В теоретических трудах Комитас раскрыл жизненные основы народной музыки, принципы и особенности создания музыки, классифицировал виды и охарактеризовал их эстетическую ценность. Принципиально важным является умозаключения Комитаса о единстве народной и духовной музыки. Произведения Комитаса, основном вокальные – сольные и хоровые, делятся на две части – основанные на народных и духовных первоисточников, а также оригинальные авторские произведения («Весна», «Песня Лорийского пахаря», «Абрикосовое дерево», «Антуни» и др.), в которых чувствуется мощное воздействие личности Комитаса на, в частности применение разнообразия уникальных выдумок, а также разумное сочетание народной музыки и современных европейских композиционных средств. Творчество Комитаса открыло широкие перспективы для развития национальной музыки и оказало очевидное влияние на развитие музыкальной культуры других восточных народов. Комитас скончался 22 октября 1935 года в Париже. Похоронен в пантеоне им. Комитаса в Ереване.
В честь Комитаса был назван струнный квартет, Ереванская консерватория, Дом камерной музыки, проспект, парк, музыкальная школа Степанакерта, памятники Комитаса стоят в Ереване, Эчмиадзине и Париже.
Источник: Энциклопедия «Кто есть кто. Армяне», том II, гл.ред. Ов.Айвазян. Ереван 2007. Стр.569-570.
"